ОБЗОРЫ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Исследования потенциальных биомаркеров в периодонтологической литературе фокусируются на анализе ротовой жидкости, где выявляется ряд потенциальных слюнных биомаркеров периодонтита. Биомаркеры должны быть простыми для анализа, выводы должны быть легко интерпретируемы и давать исчерпывающую информацию, например предугадывать начало заболевания, измерять его активность и отражать прогрессию заболевания (например от гингивита до периодонтита). Однако есть еще ряд научных, клинических и технологических задач для достижения успешного клинического применения слюнной диагностики при лечении периодонтита. Цель исследования – установить взаимосвязь неоптерина и IFNγ в ротовой жидкости больных хроническим генерализованным периодонтитом и у пациентов с непереносимостью стоматологических материалов для более полного понимания болезней периодонта. Показано, что средний уровень неоптерина у пациентов с хроническим генерализованным простым периодонтитом средней степени тяжести в стадии обострения до лечения был повышен и составил 11,6 [8,0; 15,4] нг/мл, что достоверно отличалось (р < 0,05) от уровня неоптерина после лечения – 5,5 [4,1; 7,1] нг/мл. Количество IFNγ в ротовой жидкости у пациентов данной группы достоверно не изменилось до и после лечения и составило: до лечения – 6,7 [5,0; 8,7] пг/мл, а после лечения 5,5 [3,5; 7,1] пг/мл. У пациентов с хроническим генерализованным сложным периодонтитом тяжелой степени тяжести в стадии обострения до лечения уровень неоптерина был выше, чем у пациентов первой группы, и составил 8,2 [6,0; 9,9] нг/мл, что достоверно отличалось (р < 0,05) от результатов после лечения – 5,5 [4,1; 7,1] нг/ мл. У пациентов данной группы проведение периодонтальной терапии оказывало влияние на уровень IFNγ в ротовой жидкости, который составил: до лечения – 8,6 [7,3; 11,2] пг/мл, а после лечения – 5,4 [4,3; 6,7] пг/мл. Установлено, что индексы OHI-S и SBI, характеризуюшие состояние полости рта, взаимосвязаны с уровнями неоптерина и IFNγ. Показано, что увеличение концентрации неоптерина в ротовой жидкости и взаимосвязь его концентрации с индексом SBI у пациентов с хроническим генерализованным периодонтитом является независимым биомаркером исхода лечения. У пациентов с хроническим генерализованным периодонтитом установлена сильная высокозначимая корреляция IFNγ и неоптерина в ротовой жидкости до лечения (R = 0,82; p = 0,0001) и после (R = 0,78; p = 0,0001) лечения в обеих группах.
Уровень неоптерина и IFNγ у пациентов с жалобами на непереносимость зубопротезных материалов до снятия протезов и после снятия ортопедических конструкций достоверно не изменялся.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Нестабильность генома трансформированных клеток как одна из основных причин опухолевого роста может приводить к появлению в клетке ряда атипичных белков. Такие белки могут распознаваться иммунной системой и приводить к уничтожению измененных клеток. С другой стороны, фенотипическая нестабильность может влиять на появление трансформированных клеток, напрямую подавляющих эффекторное звено иммунного ответа и/или не распознаваемых цитотоксическими лимфоцитами. Одним из наиболее важных активирующих рецепторов, экспрессируемых NK-клетками, является рецептор NKG2D, необходимый для обнаружения и уничтожения трансформированных и инфицированных клеток. Лигандами для NKG2D являются поверхностные или свободно циркулирующие стресс-индуцируемые неканонические молекулы главного комплекса гистосовместимости I класса MICA/B (MHC class I chain–related proteins A and B). MICA и MICB отсутствуют или слабо экспрессируются в большинстве нормальных клеток. В то же время в опухолевых и инфицированных вирусами клетках их количество существенно повышено. Взаимодействие NKG2D со своими лигандами играет важную роль в регуляции противоопухолевых иммунных реакций. Так, накопление в крови растворимой формы MICA за счет протеолитического шеддинга с поверхности опухолевых клеток может блокировать NKG2D-опосредованную противоопухолевую цитотоксичность и, таким образом, способствовать ускользанию опухолевых клеток от иммунного надзора.
Цель настоящего исследования заключалась в оценке блокирующего эффекта растворимого рекомбинантного белка MICA человека (rhsMICA) на рецептор NK-клеток NKG2D. Для этого выделенные из периферической крови мононуклеарные клетки обрабатывали различными концентрациями (0, 1, 5 и 10 мкг/мл) растворимого рекомбинантного белка человека MICA, после чего клетки окрашивали антителами против CD314 (NKG2D) и проводили цитометрический анализ CD3- CD56+NK- клеток. Кроме того, аналогично анализировали активированные IL-2 и IL-15 лимфоциты больного меланомой. Показано, что кратковременная обработка лимфоцитов rhsMICA значительно снижает экспрессию рецептора NKG2D на цитотоксических лимфоцитах как у здоровых доноров, так и у больных меланомой, при этом изменения зависят от дозы rhsMICA. В то же время после активации цитокинами лимфоциты становятся, по всей видимости, более устойчивыми к ингибирующему воз- действию rhsMICA, в результате чего значимого снижения экспрессии NKG2D на активированных NK-клетках не происходит. Данный факт дает предпосылки к использованию активированных NK- клеток для адоптивной иммунотерапии онкологических больных с MICA-позитивными опухолями.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
ISSN 2313-741X (Online)