Preview

Медицинская иммунология

Расширенный поиск
Том 17, № 6 (2015)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.15789/1563-0625-2015-6

ОБЗОРЫ 

499-516 4473
Аннотация

Для целого ряда заболеваний системы кроветворения единственным методом излечения является аллогенная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток, которая имеет своей целью замену кроветворной системы реципиента на донорскую. Однако попадание в организм реципиента содержащихся в трансплантате зрелых Т-лимфоцитов может приводить к развитию тяжелого пост-трансплантационного осложнения – реакции «трансплантат против хозяина» (РТПХ). Она вызвана тем, что иммунная система донора содержит клоны Т-лимфоцитов, специфичные к аллоантигенам реципиента, которые, встречая свои антигены, активируются и вызывают системное повреждение здоровых тканей. Наличие аллореактивных клонов обусловлено генетическими различиями между донором и реципиентом. Важнейшим фактором, определяющим успех трансплантации, является совместимость по генам главного комплекса гистосовместимости, которые экспрессируются во всех ядерных клетках и отвечают за презентацию антигенов клеткам иммунной системы. В настоящее время созданы обширные банки доноров стволовых гемопоэтических клеток, которые позволяют подобрать для большинства пациентов совместимого донора. Однако это не полностью предотвращает развитие РПТХ, так как помимо генов главного комплекса гистосовместимости, донор и реципиент могут различаться по так называемым минорным антигенам совместимости. Минорные антигены обусловлены генетическими полиморфизмами во всех кодирующих областях генома. Дополнительным фактором, способствующим развитию реакции «трансплантат против хозяина», является предтрансплантационная подготовка пациента, которая необходима для приживления трансплантата, но в качестве побочного эффекта приводит к формированию в организме реципиента провоспалительного окружения. Тяжелые формы РТПХ развиваются приблизительно у 40% пациентов, совпадающих по генам главного комплекса гистосовместимости, а в случаях неполной совместимости эта доля еще больше. Смертность от РТПХ сравнима с другими причинами посттрансплантационной летальности, такими как рецидив изначального заболевания и вирусные инфекции. Таким образом, развитие тяжелых форм РТПХ существенно лимитирует клиническое применение трансплантации стволовых кроветворных клеток. Агрессивная иммуносупрессия или исключение из трансплантата донора зрелых Т-лимфоцитов приводит к увеличению вероятности рецидива и ослабляет противоинфекционный иммунитет, что требует поиска альтернативных, более специфичных путей профилактики реакции «трансплантат против хозяина». В настоящем обзоре будут рассмотрены механизмы формирования аллореактивных клонов Т-лимфоцитов и этапы патогенеза острой формы реакции «трансплантат против хозяина».

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 

517-524 1071
Аннотация

Раствор мелатонина в изотоническом растворе NaCl готовили из препарата «Мелаксен»
(МНН: мелатонин, «Юнифарм Инк.», США) ex tempore. Для исследования врожденного иммунитета в крови общепринятыми методами определяли количество лейкоцитов, лейкоцитарную формулу и функциональную активность фагоцитов по показателям спонтанного и индуцированного НСТ-теста и поглощению частиц монодисперсного полистирольного латекса. Тh1-зависимый иммунный ответ исследовали по интенсивности реакции гиперчувствительности замедленного типа, Тh2-зависимый иммунный ответ оценивали по количеству антителообразующих клеток в селезенке после иммунизации аллогенными эритроцитами. Методом иммуноферментного анализа на аппарате «Иммулайт 2000» (США) определяли в сыворотке концентрацию интерлейкина-4 (IL-4), интерферона-гамма (IFNγ), мелатонина, кортизола с помощью специфичных для морских свинок тест-систем. Установлено, что при экспериментальном десинхронозе наблюдается нейтрофильный лейкоцитоз, лимфоцитопения и моноцитопения, активация кислород-зависимого метаболизма фагоцитов в периферической крови, подавление Th1- и Th2-зависимого иммунного ответа. Десинхроноз сопровождается снижением концентрации в сыворотке мелатонина, IFNγ и IL-4, повышением концентрации кортизола. Снижение концентрации IFNγ и IL-4 ассоциировано со снижением концентрации мелатонина, а угнетение Th1- и Th2-зависимого иммунного ответа прогрессирует по мере снижения уровня IFNγ и IL-4 соответственно. Применение при десинхронозе мелатонина в суммарной дозе 30 мг/кг приводит к восстановлению количественного состава лейкоцитов в периферической крови, генерации АФК фагоцитами, выраженности Th1-и Th2-зависимого иммунного ответа, концентрации кортизола, IFNγ и IL-4 в сыворотке, а также стимулирует поглотительную способность фагоцитов в крови. Восстановление Th1- и Th2-зависимого иммунного ответа ассоциировано с нормализацией концентрации IFNγ и IL-4 в сыворотке соответственно.

525-538 2468
Аннотация

С использованием многоцветной проточной цитометрии на основании экспрессии CD27, CD28, CD45RA и CD62L цитотоксические Т-лимфоциты периферической крови можно разделить
на несколько субпопопуляций. В рамках данного исследования проведено сравнение двух основных подходов, направленных на выявление популяций CD3+CD8+ лимфоцитов, находящихся на разных стадия дифференцировки. Объектом исследования служила венозная кровь 59 мужчин и 51 женщины в возрасте 18-65 лет. Первый подход основан на первоначальной оценке уровня CD45RA и CD62L, позволяющий выявить «наивные» клетки (CD45RA+CD62L+, в среднем 30% от всех CD3+CD8+), клетки центральной (CD45RA–CD62L+, ~11%) и эффекторной (ЕМ, CD45RA–CD62L–, ~35%) памяти, а также терминально-дифференцированные эффекторные клетки (TEMRA, CD45RA+CD62L–, ~24%). На основании экспрессии CD27 и CD28 ЕМ разделяют на отдельные субпопуляции, к числу которых относятся ЕМ1 (CD27+CD28+, ~19% от CD3+CD8+), ЕМ2 (CD27+CD28–, ~5% ), ЕМ3 (CD27–CD28–, ~9% ) и ЕМ4 ЕМ2 (CD27–CD28+, ~2% ). В свою очередь TEMRA подразделяются на рЕ1 (CD27+CD28+, ~3% от CD3+CD8+), рЕ2 (CD27+CD28–, ~5%) и эффекторные клетки (Е, CD27–CD28–, ~15%). Второй подход основан на первоначальном определении уровня экспрессии CD27 и CD28 с последующим анализом CD45RA и CD62L на популяции с фенотипом CD27+CD28+. В этом случае выявляют «наивные» цитотоксический Т-клетки фенотипом CD27+CD28+CD45RA+CD62L+ (~30% от CD3+CD8+), клетки центральной памяти – CD27+CD28+CD45RA–CD62L+ (~12%), переходные или «транзиторные» клетки памяти – CD27+CD28+CD45RA–CD62L– (~12%), а также клетки эффекторной памяти и эффекторные клетки (CD27+CD28–, ~11% и CD27–CD28–, ~24% соответственно), оценка CD45RA и CD62L на которых не производится. Сформированы нормативные значения для указанной возрастной группы в относительных и абсолютных величинах. В рамках использования подхода, основанного на первоначальной экспрессии CD45RA и CD62L, обнаружена значительная обратная зависимость между возрастом и уровнем «наивных» CD3+CD8+ клеток (для относительных значений r = -0,646 при р < 0,001, для абсолютных – r = -0,562 при р < 0,001). С возрастом увеличивалось содержание клеток субпопуляций ЕМ3 (r = 0,474 при р < 0,001 и r = 0,435 при р < 0,001 соответственно) и Е (r = 0,393 при р < 0,001 и r = 0,375 при р < 0,001 соответственно). В рамках применения подхода, основанного на первоначальной оценке экспрессии CD27 и CD28, обнаружена аналогичная зависимость для «наивных» клеток (r = -0,638 при р < 0,001 и r = -0,530 при р < 0,001 соответственно). По мере увеличения возраста наблюдалось возрастание в периферической крови клеток с фенотипом CD27–CD28– (r = 0,495 при р < 0,001 и (r = 0,442 при р < 0,001 соответственно).

539-552 1999
Аннотация

Цитокины играют важную роль в патогенезе цирроза печени (ЦП), детерминируя тяжесть заболевания, развитие печеночных и внепеченочных осложнений. Целью исследования являлся мультиплексный анализ 26 цитокинов, секретируемых клетками крови больных ЦП (n = 20) с учетом стадии (класс А по Child-Pugh, n = 13 и класс В+С, n = 7) и этиологии заболевания (вирусный ЦП, n = 12 и ЦП невирусной этиологии, n = 8). Группу контроля составили 10 здоровых доноров крови. Цитокин-секреторную функцию клеток оценивали в 24-часовых культурах как на уровне спонтанной продукции, так и в ответ на стимуляцию бактериальным эндотоксином (ЛПС). При анализе цитокинов, вовлеченных в патогенез воспалительного процесса, было выделено 4 функциональные группы: про-/противовоспалительные цитокины (IL-1β, TNFα, IL-1ra, IL-10), иммунорегуляторные цитокины (IL-2, IFNγ, IL-12, IL-4, IL-5, IL-6, IL-9, IL-13, IL-15, IL-17), ростовые факторы (G-CSF, IL-7, FGF-β, PDGF, VEGF) и хемокины (IL-8, IP-10, MCP-1, MIP-1α, MIP-1β, RANTES, Eotaxin). В работе показано, что клетки крови больных ЦП являются активными продуцентами цитокинов и характеризуются повышенной секрецией цитокинов из всех 4 функциональных групп. Усиление продукции многих цитокинов ассоциировано с тяжестью ЦП и вирусной этиологией ЦП. При этом возрастание как спонтанной, так и ЛПС-стимулированной секреции цитокинов свидетельствует о сохранной реактивности клеток крови к эндотоксину. В целом полученные данные свидетельствуют о важном вкладе циркулирующих клеток крови в поддержании воспалительного ответа при ЦП и потенциальной диагностической/прогностической значимости цитокинов, продуцируемых клетками крови.

553-560 910
Аннотация

Остеоартрит (ОА) является наиболее распространенным ревматическим заболеванием, в настоящее время эффективная терапия ОА не разработана. Предполагается, что неудачи в лечении остеоартрита (ОА) обусловлены гетерогенностью заболевания, проявляющейся в формировании различных субтипов (фенотипов) ОА. Одним из предложенных фенотипов ОА является диабет-ассоциированный ОА. Ключевым механизмом, лежащим в основе воспалительных и дегенеративных изменений при ОА, является уменьшение метилирования ДНК в ряде клеток, которое также было продемонстрировано и при сахарном диабете 2 типа. Таким образом, фармакологическое повышение метилирования ДНК может быть эффективной стратегией лечения, оказывающего плейотропные эффекты при диабет-ассоциированном ОА. В рандомизированном перекрестном исследовании оценивалась эффективность и безопасность применения донора метильной группы адеметионина в сравнении с хондроитина сульфатом у больных с ОА, ассоциированным с сахарным диабетом 2 типа. Пациенты случайно распределялись к последовательному приему хондроитина сульфата/адеметионан или адеметионина/хондроитина сульфата в течение 1 месяца, период отмывки составил 2 недели. Первичной конечной точкой был уровень боли по визуальной аналоговой шкале (ВАШ). Боль, функция и симптомы со стороны коленных, тазобедренных суставов и суставов кистей также оценивались по шкалам KOOS, WOMAC, FIHOA. Показатели общего состояния здоровья оценивались по шкале SF–36. Для оценки системного воспаления определяли содержание IL-6, IL-18 и СРБ в сыворотке ПК, с ИФА. Содержание биомаркеров деструкции хряща (аггрекана и антител к коллагену II типа) в сыворотке ПК оценивали методом ИФА. Уровень липидов в сыворотке ПК определяли стандартным методом, содержание гликированного гемоглобина – с использованием жидкостной хромотографии. В исследование было включено 10 пациентов (женщины 61,7-74,2 лет, ИМТ – 1,1-38,4 кг/м2). Установлено, что прием адеметионина оказывает статистически значимый анальгетический эффект (снижение уровня боли по ВАШ), улучшает функцию коленных суставов и уменьшает выраженность симптомов в коленных (по субшкалам KOOS), не влияет на биомаркеры системного воспаления, деструкции хрящевой ткани. Не изменилось также содержание липидов и гликированного гемоглобина. Адеметионин хорошо переносился, серьезных нежелательных явлений за время терапии не зарегистрировано. Заключается, что адеметионин не обладает плейотропным фармакологическим действием при диабет-ассоциированном ОА и возможность его использования при коморбидной патологии требует дальнейшего изучения.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ 

561-566 1100
Аннотация

У 64 больных с диагнозом «хронического калькулезного холецистита», перенесших ЛХЭ, проследили течение острой фазы системного воспалительного ответа в раннем послеоперационном периоде. Их разделили на 2 группы в зависимости от способа операции: основная группа – 32 больных, перенесших однопортовую ЛХЭ, и контрольная группа – такое же количество больных, перенесших четырехпортовую ЛХЭ. У всех больных брали образцы крови из периферической вены за 2 ч до операции и через 6 ч, 24 ч и 48 ч после нее. Определяли уровни A1AT, CRP, TNFα и IL-1β. Как в основной, так и контрольной группе сравнение уровней A1AT после операции с его исходными показателями не выявило статистически значимых различий. Сопоставление в сравниваемых группах показало статистически значимое повышение уровня A1AT через 24 ч после четырехпортовой ЛХЭ. У больных, перенесших однопортовую ЛХЭ, исходный и послеоперационные уровни CRP статистически значимо не различались. В контрольной группе его уровень оказался статистически значимо выше по сравнению с исходным через 6 ч после операции. При сравнении двух групп уровень CRP оказался статистически значимо выше у больных контрольной группы через 6 ч и 24 ч после операции. Послеоперационные уровни TNFα у больных после однопортовой ЛХЭ по сравнению с дооперационным уровнем оказались выше, но различия не были статистически значимыми. Статистически значимое увеличение его уровня по сравнению с исходным отмечалось через 24 ч после четырехпортовой ЛХЭ. При сопоставлении основной и контрольной групп уровень TNFα был статистически значимо выше через 24 ч у больных, перенесших четырехпортовую ЛХЭ. Уровень IL-1β у больных основной группы до и после хирургического вмешательства статистически значимо не различался. Статистически значимое повышение его уровня по сравнению с исходным наблюдалось в контрольной группе через 24 ч после операции. Сравнение уровня IL-1β в двух группах показало его статистически значимое повышение через 24 ч после четырехпортовой ЛХЭ. Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что течение острой фазы системного воспалительного ответа после однопортовой ЛХЭ имеет особенности, заключающиеся в краткосрочной и менее выраженной воспалительной активности по сравнению с таковой у больных, перенесших четырехпортовую ЛХЭ.

567-572 707
Аннотация

Молекулярные основы патогенеза псориаза, хронического воспалительного дераматоза, остаются неясными, но основные патоморфологические изменения кожи – нарушение дифференцировки и гиперпролиферация кератиноцитов, рост и расширение кровеносных сосудов и инфильтрация лейкоцитов дермы и эпидермиса – обусловлены действием различных цитокинов и хемокинов, продуцируемых иммунными клетками. Таким образом, целью данной работы является репликативный анализ ассоциаций полиморфного варианта rs4649203 гена IL28RA с риском развития псориаза. В работе использованы образцы ДНК 341 больных псориазом и 407 здоровых доноров. Генотипирование полиморфного локуса rs4649203 гена IL28RA было проведено методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени с использованием CFX 96™ Real-Time Cycler (BioRad). Настоящим исследованием установлено, что полиморфный вариант гена IL28RA играет важную роль как в патогенезе псориаза, так в клиническом течении и манифестации заболевания. Полученные результаты могут быть использованы для разработки персонифицированного подхода в тактике лечения пациентов.

573-578 1080
Аннотация

Исследованы параметры иммунного статуса у 140 больных хроническим лимфолейкозом. Показано, что уже на этапе диагностики группа больных хроническим лимфолейкозом является разнородной по состоянию иммунологической защиты, а именно по численности иммунокомпетентных клеток в периферической крови. Трактовка их количественных характеристик по общепринятым правилам в большинстве случаев достаточно затруднительна. Приведены обоснования того, что наиболее информативным параметром клеточного иммунитета может быть число активированных Т-лимфоцитов и NK-клеток. Продвинутость опухолевого процесса имеет тесную ассоциативную связь только с одним из исследованных параметров – с соотношением клеток CD4+/CD8+.

579-584 669
Аннотация

Целью работы явилось изучение особенностей функциональной активности нейтрофильных гранулоцитов крови больных ММ G-формы, в зависимости от стадии заболевания. При этом оценивались следующие параметры: время выхода кривой на максимум интенсивности хемилюминесценции, максимальное значение интенсивности хемилюминесценции, площадь кривой хемилюминесценции. Для усиления «респираторного взрыва» добавляли, люминол, а индуктором служил зимозан. Усиление хемилюминесценции оценивали по соотношению площади индуцированной к площади спонтанной хемилюминесценции и обозначали индексом активации. Возникновение и прогрессирование ММ в организме человека сопровождается нарушением функциональных свойств нейтрофилов. У больных ММ на II и III стадии достоверно выше показатели спонтанной продукции АФК относительно контроля. Индуцируемая продукция АФК нейтрофилами также повышается во всех исследуемых группах относительно спонтанной продукции и контрольных параметров, что доказывает роль нейтрофильных гранулоцитов не только как клеток первой линии неспецифической противомикробной защиты, но и как цитотоксических эффекторов на опухолевые клетки.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1563-0625 (Print)
ISSN 2313-741X (Online)