Клинико-иммунологическая характеристика студентов медицинского вуза в зависимости от длительности и программы обучения
https://doi.org/10.15789/1563-0625-CAI-2753
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Хронический психоэмоциональный стресс может стать причиной дисфункции нейроиммуноэндокринной дисрегуляции с последствиями в виде нарушения функционального потенциала иммунной системы. Адаптация к новым условиям жизни при старте учебы в медицинском вузе – одно из неизбежных обстоятельств, которое преодолевают первокурсники. Обучение по программе военной подготовки в медицинском вузе несет в этом аспекте дополнительную стрессорную нагрузку. Исследования, посвященные механизмам формирования адаптивных реакций иммунной системы при обучении по программе военной подготовки офицеров медицинской службы, представляют несомненный интерес. Целью проведенного исследования стала сопоставительная характеристика клинической манифестации иммуноопосредованной патологии и параметров адаптивного и врожденного иммунитета студентов медицинского вуза в зависимости от стажа и программы обучения. Под наблюдением находились 104 студента-медика, все – мужчины, из которых 37 первокурсников и 67 – студенты третьего курсов медицинского университета. Обследуемые каждого курса разделены на две подгруппы в зависимости от программы обучения. Группа первокурсников состояла из 18 человек военного учебного центра (ВУЦ) и 19 – лечебно-профилактического факультета (ЛПФ). Среди третьекурсников студентов ВУЦ – 31, ЛПФ – 36. Для клинической характеристики заболеваемости в течение года обучения использовали регистрационные карты анализа иммуноопосредованной патологии, параметры иммунной системы в конце весеннего семестра исследовали с использованием стандартных методологических подходов. Полученные данные указывают, что на первом курсе адаптация к обучению у студентов, имеющих дополнительную нагрузку в виде программы военной подготовки, проходит более тяжело в сравнении с первокурсниками лечебного факультета. Эти различия состоят в более частой и значимой клинической манифестации инфекционной патологии и отражаются на функциональном потенциале клеточных показателей врожденного иммунитета. Констатация признаков угнетения функциональных потенций клеток макрофагального ряда и натуральных киллеров у первокурсников военного учебного центра является настораживающим фактором возможного срыва адаптационных резервов системы иммунного реагирования, что, вероятно предполагает необходимость разработки программ превенции негативного влияния стрессообразующих факторов. К третьем году обучения у студентов военного учебного центра в сравнении со студентами стандартной образовательной программы врачей-лечебников клинические и иммунологические показатели функционирования иммунной системы лучшие. Вероятно предположение, что в этот период завершается процесс психологической адаптации военных студентов-медиков.
Об авторах
С. А. ЧеботовРоссия
Чеботов С.А. – аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии
344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29.
Р. Т. Уразмамбетов
Россия
Уразмамбетов Р.Т. – аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии
344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29.
И. И. Андреева
Россия
Андреева И.И. – д.м.н., доцент, профессор кафедры клинической иммунологии и аллергологии
344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29.
М. В. Харитонова
Россия
Харитонова М.В. – к.м.н., заведующая лабораторией клинической иммунологии и аллергологии
344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29.
Список литературы
1. Ben-Eliyahu S. Can we really know if a stressor increases or decreases natural killer cell activity? Brain Behav. Immun., 2012, Vol. 26, no. 8, pp. 1224-1255.
2. Besedovsky H.O., Rey A.D. Physiology of psychoneuroimmunology: a personal view. Brain. Behav. Immun., 2007, Vol. 21, pp. 34-44.
3. Elenkov I.J., Chrousos G. P. Stress, cytokine patterns and susceptibility to disease. Baillieres Best Pract. Res. Clin.Endocrinol. Metab., 1999, Vol. 13, no. 4, pp. 583-595.
4. Esin R.G., Esin O.R., Khakimova A.R. Stress-induced disorders. S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry, 2020, Vol. 120, no. 5, pp. 131-137. (In Russ.)
5. Khaitov R.M., Pinegin B.V., Yarilin A.A. Guide to clinical immunology. Diagnosis of diseases of the immune system: a guide for physicians. Moscow: GEOTAR-Media, 2009.352 p.
6. Prokhorenko I.O., Germanova V.N., Sergeev O.S. Stress and the state of the immune system in normal and pathological conditions. Brief review of the literature. Bulletin of the Medical Institute “REAVIZ”, 2017, no. 1, pp. 82-90. (In Russ.)
7. Shirolapov I.V., Pyatin V.F., Lavrov O.V. Features oF immune reactions in stress conditions associated associated with exams. Medical Immunology (Russia), 2012, Vol. 14, no. 1-2, pp. 133-138. (In Russ.) https://doi.org/10.15789/1563-0625-2012-1-2-133-138.
8. Zabolotnaya S.G. To the question of the success of adaptation of medical students. Scientific Notes of Pavlov University, 2012, Vol. 19, no. 4, pp. 17-20. (In Russ.)
9. Zaitseva N.S., Sizyakina L.P. The role of factors of innate immunity in the formation of adaptive responses under stress. Immunologiya, 2021, Vol. 42, no. 3, pp. 270-276. (In Russ.)
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Чеботов С.А., Уразмамбетов Р.Т., Андреева И.И., Харитонова М.В. Клинико-иммунологическая характеристика студентов медицинского вуза в зависимости от длительности и программы обучения. Медицинская иммунология. 2023;25(4):747-750. https://doi.org/10.15789/1563-0625-CAI-2753
For citation:
Chebotov S.A., Urazmambetov R.T., Andreeva I.I., Kharitonova M.V. Clinical and immunological characteristics of medical students depending on the duration and program of study. Medical Immunology (Russia). 2023;25(4):747-750. https://doi.org/10.15789/1563-0625-CAI-2753
ISSN 2313-741X (Online)