ЮБИЛЕИ
К ЮБИЛЕЮ ЛЕОНИДА ВАСИЛЬЕВИЧА КОВАЛЬЧУКА (К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
ОБЗОРЫ
Резюме. В обзоре рассмотрены различные варианты коревой вакцины, которые могут быть подразделены на две группы: 1) вакцины, не содержащие живой вирус кори; 2) живая коревая вакцина, применяемая необычным способом.
Первая группа включает ДНК-вакцины, рекомбинантные вакцины, кодирующие синтез коревого гемагглютинина и белка слияния (fusion), а также пептидные вакцины, содержащие фрагменты упомянутых вирусных белков. Перечисленные варианты вакцины были эффективны в опытах на животных, но не были испытаны на человеке. Ко второй группе относятся, прежде всего, коревые мукозные живые вакцины (аэрозольная и интраназальная), эффективность которых была подтверждена при иммунизации детей и взрослых добровольцев. Мукозная коревая вакцина вызывает местное образование IgA коревых антител – наряду с индукцией синтеза циркулирующих IgM и IgG антител.
Второй вариант представляет собой живую коревую вакцину, применяемую в сочетании с иммуномодулятором. Создание данного варианта было обосновано известными сведениями о транзиторном иммунодепрессивном эффекте живой коревой вакцины. Экспериментальный вариант представляет собой смесь живой коревой вакцины с иммуномодулирующим пептидом МП-2, предохраняющем Т-лимфоциты от подавляющего их функции вируса.
Обзор содержит сведения о механизмах иммунизирующего и побочного действия коревых вакцин.
Резюме. В настоящее время накоплен значительный объем экспериментальных и клинических данных, позволяющих по-новому взглянуть на роль В-клеток в формировании иммунного ответа при аутоиммунных заболеваниях. В связи с этим разрабатываются новые терапевтические подходы, базирующиеся на использовании анти-В-клеточных препаратов в лечении данной патологии. Высокая эффективность ритуксимаба, химерного моноклонального антитела к CD20 маркеру, при его использовании в комбинации с другими иммуносупрессивными препаратами, доказана при лечении больных ревматоидным артритом, резистентным к стандартной базисной терапии. В литературе представлено большое число описаний клинических случаев и небольших открытых исследований успешного применения ритуксимаба при широком круге других, нежели РА, аутоиммунных заболеваний человека. Хотя в настоящее время эти данные следует рассматривать как предварительные,они свидетельствуют о возможной роли ритуксимаба в лечении различных заболеваний, что существенно расширяет спектр терапевтических возможностей. Не вызывает сомнений необходимость проведения дальнейших исследований с целью подтверждения клинической эффективности ритуксимаба при различных нозологических формах аутоиммунных заболеваний, определения оптимальных режимов дозирования и алгоритма его использования в лечении таких больных.
Резюме. Физиологические и биохимические процессы, происходящие в мышцах при физических нагрузках, оказывают системное влияние на синтез белка. Он ускоряется при наличии свободных аминокислот, достаточной концентрации гормонов, креатина, ионов водорода. Угнетается при высокой концентрации Н+ и продолжительном воздействии на организм человека, что приводит к разрушению гормонов, иммуноглобулинов и др. клеток. Этим объясняются различные иммунодефициты у спортсменов.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Резюме. Исследована роль субпопуляций В-клеток в поликлональной активации В-лимфоцитов, индуцированной Т-независимыми антигенами 2-го типа (ТН-2 антигены). Из суспензий спленоцитов мышей, иммунизированных поливинилпирролидоном или α(1→3) декстраном, выделяли CD5+B/B-1-клетки. Числа антитело- (АТ) и Ig-продуцентов определяли методом ELISPOT. Количество продуцентов неспецифических Ig рассчитывали по разности между количествами Ig- и АТ-продуцентов; число неспецифических Ig-продуцентов, индуцированных ТН-2 антигенами, вычисляли по разности между числами неспецифических Ig-продуцентов в опыте и контроле. В опытах с CD5+ и CD5– субпопуляциями спленоцитов появление продуцентов АТ и увеличение числа клеток, синтезирующих неспецифические Ig, зависело от CD5+ B-клеток. Эти данные подтверждены определением количеств АТ и Ig-продуцентов в субпопуляциях, содержащих В-2- и В-1-лимфоциты (получены с помощью набора Dynal). Несмотря на значительное преобладание числа В-клеток в В-2 фракции (91% против ~13% в В-1 фракции) количества продуцентов АТ и индуцированных ТН-2 антигенами неспецифических Ig в обеих фракциях были примерно одинаковы. При расчете на 106 В-клеток фракция В-1 содержала в 6-7 раз больше клеток, синтезирующих АТ, и поликлонально активированных Ig-продуцентов, чем фракция В-2. Таким образом, как специфический, так и поликлональный иммунный ответ на поливинил-пирролидон и декстран зависит, главным образом, от В-1-клеток. Одновременное введение двух ТН-2 антигенов не приводило к суммации числа клеток, продуцирующих индуцированные неспецифические Ig, несмотря на то, что введение каждого из этих антигенов порознь вызывало отчетливое увеличение количества этих клеток в В-1 фракции. Заключается, что поликлональная активация В-1-клеток ТН-2 антигенами рестриктирована. Рестрикция зависит либо от размера способного к активации пула В-1-клеток, либо от количества неспецифических стимулирующих факторов.
Резюме. Альфа-1-кислый гликопротеин (орозомукоид) – полифункциональный белок семейства липокалинов альфа-2-глобулиновой фракции плазмы крови, относящийся к группе реактантов острой фазы. В настоящей работе изучено влияние различных доз орозомукоида на секрецию интерлейкинов IL-1β, IL-2, IL-3, IL-4 мононуклеарными клетками периферической крови здоровых доноров. Мононуклеары выделяли методом градиентного центрифугирования и инкубировали с орозомукоидом в дозах 250 мкг/мл, 500 мкг/мл и 1000 мкг/мл (малая, средняя и большая доза соответственно) в течение 24 часов, после чего определяли содержание цитокинов методом иммуноферментного анализа. Продукция IL-1β и IL-4 под влиянием орозомукоида увеличивалась, а продукция IL-3, напротив, тормозилась. Продукция IL-2 изменялась неоднозначным образом: угнеталась под воздействием малых доз и увеличивалась под влиянием средних и высоких доз орозомукоида. Эффект альфа-1-кислого гликопротеина на продукцию IL-2, IL-3 и IL-4 носил дозозависимый характер. Таким образом, установлено, что орозомукоид изменяет секрецию IL-1β, IL-2, IL-3, IL-4 мононуклеарами периферической крови.
Резюме. Характерной особенностью диффузных болезней соединительной ткани (ДБСТ), таких как системная красная волчанка (СКВ), синдром Шогрена (СШ), ревматоидный артрит (РА) является появление в сыворотке крови ряда антинуклеарных антител (АНА). Целью нашей работы было определить место каждого из используемых лабораторных показателей в диагностике ДБСТ.
Нами были исследованы сыворотки 1312 пациентов с подозрением на ДБСТ, 105 больных с СКВ, 163 больных РА, 15 с СШ и 100 доноров. Определялись антинуклеарный фактор (АНФ) (НЕр-2-метод), антитела к экстрагируемому нуклеарному антигену (ЭНА), АНА с помощью лайнблота, антитела к двуспиральной ДНК IgG (дсДНК), к кардиолипину IgG и IgM (КЛ) и к бета 2 гликопротеину 1 (бета2ГП1). Для определения антител к дсДНК также использовалась иммунофлюоресценция на простейшем микроорганизме Crithidia luciliae (КЛИФ).
Встречаемость АНФ среди лиц в подозрением на ДБСТ составила 23,44% (309/1318). При СШ АНФ с гранулярным типом свечения отмечался в 100% (15/15) случаев. При СКВ и РА встречаемость АНФ составила 79% и 36% соответственно. В группе доноров АНФ был обнаружен у 3% обследованных, титр антител не превышал 1/80. Сыворотка 282 больных была обследована на наличие АНФ и антител к ЭНА. Сочетано АНФ и антитела к ЭНА определялись в 12% случаев (34/282), а в 7% случаев (20/282) были обнаружены только антитела к ЭНА. Из них при использовании лайнблота в 64% (7/11) случаев обнаруживались антитела к SS-A антигену, тогда как специфичность оставшихся 36% (4/11) сывороток установлена не была.
Для изучения сочетанной встречаемости АНФ и антител к дсДНК было обследовано 614 сывороток, из них антитела были обнаружены в 45,9% случаев. В 151 сыворотке АНФ и антитела к дсДНК сочетано обнаруживались в диагностических титрах. У 14,9% (42/282) обследованных при отсутствии АНФ, определялись антитела к дсДНК, при этом у 6,7% (19/282) в высокой концентрации (> 50 МЕ/мл). Таким образом, при концентрации дсДНК > 25 МЕ/мл чувствительность относительно АНФ составила 63% и специфичность 89%, а при содержании дсДНК > 50 МЕ/мл чувствительность составила 35% и специфичность – 95%.
Среди пациентов, обследованных на наличие антител к КЛ, АНФ и антител к дсДНК, высокое содержание антител к КЛ без АНФ и антител к дсДНК было обнаружено только у одного пациента, тогда как в остальных случаях повышение уровня антител к КЛ было связано с увеличением титров АНФ и антител к дсДНК, что указывает на наличие у данной группы больных ревматической патологии, вероятнее всего, СКВ.
Таким образом, информативность методов, применяемых для диагностики ДБСТ, повышается при сочетанном выявлении аутоантител, что позволяет оптимизировать иммунологическое обследование больных с ревматологической патологией.
Резюме. С целью изучения значения антител к цитруллин-содержащим антигенам (АЦА) в диагностике и прогнозировании течения раннего ревматоидного артрита (РРА) было обследовано 129 больных с РА и 55 больных с недифференцированным артритом (НДА) длительностью заболевания не более 12 месяцев. Группу сравнения составили 39 больных РА с длительностью заболевания более 12 месяцев. В группу контроля вошли 36 больных с остеоартрозом (ОА) и 29 больных с реактивными артритами (Реа). В сыворотке больных исследовалась концентрация антикератиновых антител (АКА), антиперинуклеарного фактора (АПФ), антител к циклическому цитруллинированному пептиду (аЦЦП) и РФ исходно и через 12 месяцев. Субстратом для АКА и АПФ служили серийные криосрезы средней трети пищевода крысы и клетки буккального эпителия щеки здорового донора. Для обнаружения аЦЦП использовался метод DIASTAT (Axis Shield, Великобритания). Чувствительность (63,5%) и специфичность (97,8%) аЦЦП в диагностике РРА превышала аналогичные параметры для РФ (48,8% и 86,7% соответственно). Чувствительность АКА и АПФ при РРА составляла 17% и 24% при специфичности 97,73%. При серонегативных вариантах по РФ аЦЦП были обнаружены у 37% больных РРА и у 42% больных РА. У больных НДА с трансформацией в РА РФ и аЦЦП определялись у 12,2% и 45,5%. Через 12 месяцев отмечено достоверное нарастание частоты серопозитивности по РФ и аЦЦП при РРА.
Выявление АЦА при РРА ассоциировалось с высокими значениями HAQ, DAS4, СРБ, ЦИК, индекса Шарпа, а также с наличием синовита и эрозивного артрита по данным УЗИ и МРТ. Cеропозитивность по РФ и аЦЦП при РРА являются факторами риска для развития эрозивного артрита через 12 месяцев.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Резюме. Цель: изучение популяционного состава лимфоцитов эякулята при бесплодии у мужчин. Обследовано 26 мужчин с патологией половых органов (хронический простатит, варикоцеле, атрофии яичек) в возрасте от 20 до 45 лет. В контрольную группу вошли 6 здоровых фертильных добровольцев. Фенотип лимфоцитов эякулята оценивался проточной цитометрией. При патоспермии выявлено увеличение CD25+ лимфоцитов на фоне не изменяющейся доли клеток CD95+, что выразилось в увеличении соотношения CD25+/CD95+. При нормозооспермии величина индекса была 0,94±0,18. Увеличение данного показателя более 1,2, как и снижение менее 0,7, было ассоциировано с бесплодием. Мы предположили, что угнетение апоптоза активированных лимфоцитов в эякуляте потенциально опасно для сперматогенеза, так как иммунный ответ и связанные с ним воспалительные реакции могут вызвать неспецифическое поражение окружающих тканей и индукцию патоспермии.
ДНЕВНИК ИММУНОЛОГА
НЕКРОЛОГ
Памяти Александра Яковлевича Кульберга
ISSN 2313-741X (Online)